Сайт педагога-психолога

Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031




Календарь событий для психолога


Наши опросы
Кто вы - посетитель сайта?
Всего ответов: 945
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Краткая характеристика акцентуации характера и практические педагогические советы: Астеник




Астеник

 

С детства плохой сон, аппетит, ребенок часто капризничает, пла­чет, боится всего. Он очень чувствителен к громким звукам, яркому свету, его быстро утомляет даже небольшое количество людей, по­этому стремится к уединению.

 

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии (чрезмерное внимание к своему здоровью).

 

Привлекательные черты характера: аккуратность, дисциплини­рованность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелю­бие, незлопамятность, способность к  раскаиванию.

 

Отталкивающие черты характера: капризность, плаксивость, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.

Такие подростки робки, стеснительны, с явно заниженной само­оценкой, не могут при необходимости постоять за себя. Они испы­тывают большую тревогу в случае изменения внешних обстоятельств, ломки стереотипов, так как одним из механизмов психологической защиты является привыкание к одним и тем же вещам, укладу жизни.

 

«Слабое звено» этого психотипа: внезапные аффективные вспыш­ки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

 

Особенности общения и дружбы. Астеник не стремится к близким отношениям из-за своей пугливости и неуверенности, не проявляет инициативы. Круг друзей ограничен, прежде всего, из-за внезапной раздражительности и частых капризов.

 

Отношение к учебе и работе. Астенику часто мешает заниженная самооценка, тем более, если педагог предъявляет завышенные тре­бования, так как знает, что этот ребенок может учиться лучше. Но постоянные сомнения, чувство тревоги и краха перед возможной ошибкой мешают ему нормально работать на уроке, например, отве­чать у доски даже в том случае, когда материал хорошо знаком. Особенно его пугают внезапные вызовы к доске, потому что подросток не может мгновенно собраться с мыслями. Он теряется, краснеет, не может ответить и потом долго и мучительно переживает свой «позор».

Работа его также быстро утомляет и не приносит чувства радости или облегчения. Тяжелая и напряженная работа вызывает раздра­жение, подросток может заплакать от чувства бессилия. Поэтому он нуждается в периодическом отдыхе или чередовании разных видов деятельности. Но в любом случае это должна быть не очень интен­сивная физическая и психологическая нагрузка.

 

Педагогические рекомендации. В перечень конфликтогенных  ситуаций следует включить:

 

- ситуации внезапного физического и психического напряжения;

- ситуации открытых конфликтов, когда приходится отстаивать свою точку зрения;

- ситуации, когда смеются над его слабостями, ошибками, неуме­лыми действиями;

- ситуации вынужденного активного общения с большим количе­ством людей;

- ситуации, когда необходимо быстрое переключение в работе или в общении;

- ситуации, в которых надо проявлять определенную силу воли.

 

Основной целью педагогической помощи этому психотипу является создание ситуаций, в которых подросток может проявить уверенность, твердость, смелость, например публичные выступления, выполнение заданий, требующих определенной смелости. Но при этом задания должны быть посильными для ребенка.

Если астеник-слабо успевает по какому-либо предмету, то педагог и родители должны оказывать дозированную помощь в очень так­тичной, ненавязчивой форме. Малейшие успехи должны быть заме­чены и поддержаны, закреплены. Иногда может быть оправданной и немного завышенная оценка в целях повышения его уверенности в себе, изменения самооценки.

Для школьников этого психотипа особенно важным является продуманный режим труда и отдыха, разумное чередование нагрузок с тем, чтобы они не переутомлялись. Аффективные вспышки воз­можны в условиях соревнования, когда астеник начинает понимать, что он не в состоянии стать победителем. Поэтому и в семье, и в школе не следует создавать или провоцировать ситуации соревно­вания, например «кто быстрее из вас выполнит домашнее задание, тот дольше будет гулять».







Карта сайта        Вернуться к основным разделам сайта         Телефоны доверия

     Карта сайта                                                                              Телефоны доверия

Сообщить об ошибке

При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна: //oskinaolga.ucoz.ru