Эпилептоид
С дошкольного возраста у детей, предрасположенных к
данной акцентуации, замечается бережливость
одежды, своих игрушек, всего «своего», крайне злобная реакция на тех, кто
пытается овладеть их собственностью, а с первых школьных лет проявляется
скрупулезность и повышенная аккуратность.
Доминирующие
черты характера: любовь к
порядку, стремление одерживать уже установленный порядок, консервативность;
высокий энергетизм (школьники полны жизненной анергии, они с охотой занимаются
физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя; своей
активностью часто мешают окружающим); агрессивность, подростки в экстремальных
ситуациях становятся храбрыми и даже безрассудными, а в обыденной жизни у них
проявляется гневливость, взрывчатость, придирчивость, бывают периоды
злобно-тоскливого настроения с поиском объекта, на котором можно сорвать
зло; злопамятны и мстительны.
Привлекательные
черты характера: тщательность,
аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в излишний
педантизм), надежность (всегда выполняет свои обещания), пунктуальность (чтобы
не опоздать, заведет два будильника и попросит родителей разбудить его),
внимательность к своему здоровью (поэтому здоровье, как правило, крепкое).
Отталкивающие
черты характера: жестокость, нечувствительность к чужому горю,
чрезмерная требовательность, приводящая к раздражительности в связи с
замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением ими определенных
правил. Эпилептоид для себя - единственно хороший человек.
«Слабое звено»
этого психотипа: практически не переносит неподчинения себе и бурно
восстает против ущемления своих интересов.
Особенности
общения и дружбы. Как и во всем остальном, эпилептоид любит
устоявшийся порядок в дружбе и общении с людьми. Он не заводит случайных
знакомств, а предпочитает общение с друзьями детства и школьными товарищами. Но
если подросток считает кого-то своим другом, то он выполняет все обязательства,
которые накладывает на него дружба. Измены в дружбе (как и в любви) он никогда
не простит.
Отношение к
учебе и работе. Эпилептоиды отличаются целеустремленностью,
выполняют все домашние задания, никогда не прогуливают уроков (таков порядок и
его нужно соблюдать): обычно они отличники. В дальнейшем такие школьники лучше
всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм,
принятых кем-то другим. Например, финансист соблюдает денежную дисциплину,
юрист - законы, учитель выполняет учебные программы, военный - требования
уставов и т.п.
Педагогические
рекомендации.
В
перечень конфликтогенных ситуаций, провоцирующих
проявление отрицательных черт данного психотипа, следует включить:
- ситуации,
которые требуют от ребенка ломки, изменения устоявшихся порядков и
установленных правил, особенно если это ему приходится делать самостоятельно;
- ситуации
жесткой конкуренции со стороны таких же сильных и энергичных людей;
- ситуации,
ограничивающие возможность для подростка проявить свои авторитет, свою власть
над другими людьми, в том числе и над родителями;
- ситуации,
когда критикуются действия подростка, тем более, когда смеются над его
недостатками;
- ситуации, в
которых от подростка требуются повседневная работа, длительные усилия и нет
возможности выделиться среди окружающих;
ситуации, в
которых, так или иначе, ущемляются права и интересы самого ребенка.
Основной целью педагогической помощи этому психотипу
является устранение условий, провоцирующих слабые стороны характера. Но
педагогическая помощь часто затруднена тем, что ребенок не воспринимает советы
и просьбы. Поэтому так важно установить контакт, взаимопонимание с этим
ребенком. Обстоятельность и неторопливость, чуткость и тактичность - вот что
требуется от взрослого. Такой стиль общения педагога и родителей позволяет
сформировать у подростка социально приемлемую модель поведения.
Контакт
с эпилептоидным подростком целесообразнее всего устанавливать вне периодов
аффективного напряжения, побуждая его в начале беседы «выговориться» на одну из
наиболее интересных для него тем, например, о том, что он коллекционирует и чем
его коллекция отличается от других.
Очень
важно такому ребенку найти подходящее дело, которое отвлекает его от
отрицательных эмоций, снимает напряжение. Этим подросткам можно и нужно
поручать руководство небольшими группами, например, в ходе деловой игры или
спортивных соревнований. Хорошо помогает доброжелательное авансирование его будущих
успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают подростку
самоутвердиться.