Гипертим
Подростки, относящиеся к этому психотипу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, даже смелостью, склонны к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомыми людьми, однако им недостает чувства дистанции в отношении со взрослыми.
Доминирующие черты характера: постоянно повышенное настроение, экстравертированность, т.е. обращенность на окружающий мир, открытость для общения с людьми, радость от этого общения, которая сочетается с хорошим самочувствием и цветущим внешним видом.
Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность, причем его настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг него. Но высокий жизненный тонус, брызжущая энергия, неудержимая активность, жажда деятельности сочетаются с тенденцией разбрасываться и не доводить начатое дело до конца.
Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособность долго сосредоточиваться па каком-либо деле или мысли, постоянная спешка (стремится заняться чем-то более интересным в данный момент), перескакивание с одного дела на другое (может записаться сразу в несколько кружков пли секций, но ни в один из них больше 1-2 месяцев не ходит), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск, грубость (но без всякого зла), склонность к прожектерству и аморальным поступкам (но незлоумышленно и сразу готов покаяться).
«Слабое звено» этого психотипа: не переносит однообразной обстановки, монотонного труда, требующего тщательной, кропотливой работы, или резкого ограничения общения; его угнетает одиночество или вынужденное безделье.
Особенности общения и дружбы. Гипертим всегда выступает в роли весельчака и балагура. Он любит собирать гостей, его дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может запросто прийти любой человек и остаться до тех пор, пока ему правится. Всегда тянется в компанию, среди сверстников стремится к лидерству. Легко может оказаться в неблагоприятной среде, склонен к авантюрам. Гипертим готов дружить со всем светом, по на глубокую привязанность не способен. Ему присущ альтруизм, любовь к ближнему (а не ко всему человечеству), он может броситься на помощь человеку, не раздумывая. В дружбе он добр и незлопамятен. Обидев кого-то, он быстро забывает об этом и при следующей же встрече может искренне обрадоваться; если нужно, он может от всей души разозлиться за нанесенную обиду и тут же сделать что-либо приятное обиженному человеку.
Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа могли бы добиться значительных успехов, но они легкомысленны и ленивы, не могут сосредоточиться на одном предмете, особенно если для его освоения требуются определенные длительные усилия. В принципе все учебные предметы даются им легко, но знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Гипертим постоянно опаздывает на уроки, прогуливает (особенно те занятия, на которых ему скучно и нет возможности выразить себя). Но ему легко наверстать упущенное, например, перед контрольной работой или экзаменом не поспать одну ночь и выучить почти весь необходимый материал.
Гипертим может достичь успеха практически в любом деле. И действительно, вначале у него все спорится в руках, появляются определенные достижения, но, как только начинается обычная рутинная работа, ему становится неинтересно, дело перестает быть новым, и он готов бросить его, переключиться на что-то другое. Часто шумливый и сверхактивный, гипертим создаст лишь видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берется за дело, планирует массу мероприятий, проводит совещания и т.п.), и это помогает ему делать карьеру.
Педагогические рекомендации. В перечень конфликтогепных ситуаций следует включить:
- ситуации вынужденного одиночества, лишающие подростка свободного и разнообразного общения;
- ситуации, ограничивающие двигательную активность;
- ситуации, в которых нужно подчиняться определенным систематическим требованиям;
- ситуации, в которых приходится отказывать себе в чем-то интересном, новом, необычном.
Основной целью педагогической помощи этому психотипу является создание таких условий, в которых проявляется инициатива и энергия, предприимчивость и лидерство, в которых возможно свободное и интересное общение. Это может быть трудная, по интересная и разнообразная деятельность, спорт, общение с разными людьми и т.п.
Подросткам гипертимного психотипа не следует поручать кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости и ограничивающую его связи с людьми. Установление контакта с этими детьми не является проблемой и силу их открытости к готовности идти навстречу.
Они обычно адекватно реагируют па доброжелательное отношение и искренний интерес к их делам и проблемам. В общении с ними следует избегать чрезмерного проявления безапелляционной власти, жесткой требовательности. В противном случае это может привести к обострению реакции эмансипации.
Противопоказан мелочный контроль, который может вызвать бунт, вплоть до ухода из дома или из школы. По недопустим и недостаток контроля, безнадзорность, а главное - отсутствие живого интереса к его делам и увлечениям. Гипертимы тонко чувствуют, что старшим (педагогам и родителям) не до него, что они выполняют свои обязанности лишь формально. Такое отношение провоцирует их асоциальное поведение.
Задача педагога и родителей найти для подростка гипертимного психотипа интересное дело, увлечь его каким-нибудь занятием (спортивная секция, туристский клуб и т.п.).