Сайт педагога-психолога

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031




Календарь событий для психолога


Наши опросы
Кто вы - посетитель сайта?
Всего ответов: 937
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Краткая характеристика акцентуации характера и практические педагогические советы: Психостеноид




Психостеноид



В детстве наряду с некоторой робостью и пугливостью у таких детей проявляются склонность к рассуждению и не по возрасту «интеллектуальные интересы». В этом же возрасте возникают раз­личные фобии - боязнь незнакомых людей, новых предметов, тем­ноты, страх остаться одному дома или за закрытой дверью и т.п.

Критическим периодом, когда психастенические черты начинают проявляться с особой силой, является начало обучения в школе. Это связано с необходимостью отвечать за себя и тем более за других, что представляет одну из самых трудных задач для психастеника.

 

Доминирующее черты характера: неуверенность и тревожная мни­тельность, опасение за будущее свое и своих близких.

 

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настро­ение, верность данным обещаниям, надежность.

 

Отталкивающие черты характера: нерешительность, определен­ный формализм, безынициативность, склонность к бесконечным рас­суждениям, самокопание, наличие навязчивых идей, опасений. При­чем опасения адресуются в основном к возможному событию, даже маловероятному в будущем, по принципу «как бы чего не случилось» (вдруг меня, или моих родных укусит собака, или я заболею, или получу двойку и т.д.).

Поэтому психастеноид так верит в приметы: обувь надевает только с правой ноги; если запнется левой ногой, то обязательно плюнет три раза через правое плечо и т. п., - считая их панацеей от всех бед.

Другой формой защиты от постоянных страхов является созна­тельный формализм и педантизм, в основе которых лежит идея о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то ничего плохого не случится, все обойдется.

Таким подросткам очень трудно принять практически любое ре­шение, они все время сомневаются, все ли обстоятельства и возмож­ные последствия они учли. При этом они думают уже не о том, как добиться успеха, а о том, как избежать возможных неудач и непри­ятностей. Но если вес же решение принимается, то психастеник начинает действовать немедленно, так как боится сам себя - «вдруг передумаю».

 

«Слабое звено» этого психотипа: боязнь ответственности за себя и за других.

 

Особенности общения и дружбы. Психастеноид стеснителен, за­стенчив, боится устанавливать новые контакты. В отношениях со старыми друзьями ценит именно глубокий личностный контакт, дру­зей у него немного, но эта дружба «на века». Помнит мельчайшие детали отношений и от души признателен за внимание к себе.

 

Отношение к учебе и работе. Психастеноид способен заниматься, не поднимая головы, проявляя несвойственную ему целеустремленность, настойчивость и усидчивость, длительное время, так как боится огорчить неудовлетворительными оценками своих близких и преподавателей. Долгое время сверяет полученный результат по справочникам, словарям, энциклопедиям, позвонит другу, спросит у него и т. п.

Психастеноид, как правило, подчиненный, который аккуратно,
точно и в срок выполнит любую работу, если задание конкретно и
полученная инструкция четко регламентирует порядок его выполне­ния. Таким людям по душе тихая, аккуратная, спокойная работа, например работа библиотекаря, бухгалтера, лаборанта или надомная работа.      

 

Педагогические рекомендации. В перечень конфликтогенпых ситуаций следует включить:

 

- ситуации, когда необходимо принять самостоятельные решения;

- ситуации быстрого переключения с одного занятия на другое;

- ситуации выполнения заданий без четких указаний и инструкций;

- ситуации сильного беспокойства или страха;

- ситуации прямой критики самого подростка или его поведения;

- ситуации длительных  физических  или  психологических  пере­грузок.     .

 

Педагогическая помощь этому психотипу направлена на преодо­ление чувства нерешительности, иногда даже неполноценности, за­комплексованности. Необходимо помочь подростку освободиться от необоснованных сомнений и опасений, которые значительно ослож­няют его жизнь.

Поэтому при общении с этим психотипом не надо постоянно обращаться к его чувству ответственности, необходимо поддерживать любой положительный почин, ни в коем случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу такого ребенка.

Благоприятными являются ситуации спокойной, заранее регла­ментированной работы, когда нет необходимости самостоятельно при­нимать ответственные решения.

 





Карта сайта        Вернуться к основным разделам сайта         Телефоны доверия

     Карта сайта                                                                              Телефоны доверия

Сообщить об ошибке

При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна: //oskinaolga.ucoz.ru