Параноик
Черты
этого психотипа редко проявляются в детстве, но обычно такие дети сосредоточены
на чем-то одном, серьезны, озабочены, о чем-то думают, стремятся, во что бы то
ни стало, достичь желаемого (именно эта игрушка, именно эта книга и т.н.).
Доминирующая
черта характера: высокая степень целеустремленности. Такой подросток
подчиняет спою жизнь достижению определенной цели (причем достаточно большого
масштаба), при этом он способен полностью пренебрегать интересами окружающих
его людей (своих родителей, одноклассников и т.д.). Ради достижения
поставленной цели он готов пожертвовать и своим благополучием, отказаться от
развлечений, комфорта и других, обычных для детей радостей.
Привлекательные
черты характера: высокая энергичность, независимость,
самостоятельность, надежность в сотрудничестве, если его цели совпадают с
целями тех людей, с которыми он вместе работает.
Отталкивающие
черти характера: агрессивность, раздражительность, гневливость,
которые проявляются тогда, когда что-то или кто-то оказывается на пути к
достижению поставленной цели; нечувствительность к чужому горю, отсутствие
душевности в отношениях с людьми, авторитарность.
«Слабое звено» этого психотипа: не переносит
отсутствия общественного признания и одобрения его успехов; он чрезвычайно
честолюбив, но по большому счету, а не по мелочам.
Особенности
общения и дружбы: подросток этого психотипа, как правило, конфликтен,
так как у него нет естественной потребности в общении, которое он
рассматривает лишь как средство для достижения ранее поставленной глобальной
цели. И если ему приходится вступать в контакт с людьми, он часто подавляет
собеседника, бывает излишне категоричен в своих суждениях, при этом может легко
ранить словом окружающих. Не замечает своей конфликтности. Параноик совершенно
несентиментален, недоверчив в дружбе, которую рассматривает как продолжение
общего большого дела. Друзья для него - это только соратники, с которыми он
идет к поставленной цели. Размолвки для него - предательство общего дела, он
долго помнит обиды и оскорбления. Но даже долгая дружба с ним еще ни о чем не
говорит, если человек ему не нужен для дела, он его забудет без всякого
сожаления.
Отношение к
учебе и работе. Паранойяльные
дети обычно изучают тщательно те учебные предметы, которые нужны сейчас или
потребуются в будущем для успешного достижения поставленных целей. Для этого
они могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг,
читать на переменах или в поезде метро. А все остальное в школе для них не
представляет никакой ценности.
Наибольших
успехов параноики достигают в индивидуальной творческой работе, так как им
очень трудно работать в группе и тем более в большом коллективе. И если работа
его увлекает, параноик становится «трудоголиком»: все время в работе, ничего не
существует, кроме его цели и необходимой для ее достижения работы. Параноики
непревзойденные поставщики, генераторы крупных идей, нестандартных подходов к
решению сложных проблем.
Педагогические рекомендации. Среди конфликтогенных ситуации, т.е.
ситуаций, которые обостряют проявление отрицательных черт характера данного
психотипа и которых следует избегать при общении с ним, необходимо отметить:
-
ситуации, в ходе которых его дело подвергается критике;
- ситуации, в
которых подростку приходится подчиняться воле других людей, особенно не
являющихся авторитетными для него;
- ситуации,
когда ему приходится заниматься «пустяками», общественно незначимой
деятельностью, рутинной работой или не интересующим его предметом;
- ситуации,
которые заставляют его задумываться о каких-то бытовых мелочах, решать
житейские проблемы;
- ситуации
принудительного длительного общения с разными людьми, которые не разделяют его
интересов;
ситуации
отсутствия постоянного признания, общественного одобрения.
Основной задачей педагогической помощи учащимся
паранойяльного психотипа является создание ситуаций, смягчающих проявление
негативных особенностей характера. Для этого целесообразнее всего формулировать
значимую для параноика цель и направить всю его энергию на ее достижение. Это
может быть большое дело для класса или даже школы.