Сайт педагога-психолога

Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031




Календарь событий для психолога


Наши опросы
Кто вы - посетитель сайта?
Всего ответов: 945
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Краткая характеристика акцентуации характера и практические педагогические советы: Шизоид




Шизоид

 

С первых школьных лет такие дети любят играть одни, мало тянутся к одноклассникам, избегают шумных детских забав, пред­почитая общество более старших ребят.

В подростковом возрасте бросаются в глаза, прежде всего, их замкнутость и отгороженность в сочетании с неумением сопереживать окружающим.

 

Доминирующие черти характера: интровертированность, т.е. фик­сация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, за которыми признается высшая ценность.

Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно осмысли­вающий, окружающую действительность. При этом он самостоятельно создаст схемы анализа и пытается с их помощью объяснить суще­ствующий мир.

 

Привлекательные черти характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Это, как правило, талантливые, умные и неприхотливые школь­ники. Шизоид очень продуктивен, может долго трудиться над своими идеями, но не пробивает их, не внедряет в жизнь.

 

Отталкивающие черты характера: замкнутость, холодность, рас­судочность. Шизоид малоэнергетичен, малоактивен при интенсивной работе, как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холоден, почти не выражает никаких эмоций: не печалится и не радуется, не сердится и не смеется. Он равнодушен к чужой беде, может быть даже жестоким. Но его эгоизм не сознательный, он просто не замечает чужого горя. В то же время шизоид может быть и сам легкоранимым, так как самолюбив. Не любит, когда критикуют его систему.

 

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит ситуации, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты, и на­сильственное вторжение посторонних людей в его внутренний мир.

 

Особенности общения и дружбы. Шизоид очень избирателен, лю­дей он в основном не замечает, так же как и многие вещи матери­ального мира. Но все же он нуждается в общении, которое должно отличаться глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми он общается, очень ограничен, как правило, эти люди старше его. Для шизоида характерна самодостаточность в сфере отношений, он может довольствоваться общением с самим собой или с одним человеком. Другом шизоида может быть человек, хорошо понимающий его особенности, способный не обращать внимания на его странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера. Но если он кого-то считает своим другом, то часто становится назойливым, при­липчивым, надоедливым, требующим особого внимания к себе.

 

Отношение к учебе и работе. Шизоид может быть очень способ­ным и даже талантливым, но он требует индивидуального подхода, так как отличается особым видением мира, своей, не похожей ни на что точкой зрения на обычные явления и предметы. Шизоид может заниматься очень много, но не систематически, так как ему трудно выполнять общепринятые требования, да еще по не им самим при­думанным схемам.

Поэтому если шизоид видит, что педагог оценивает результат его работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то он может проявить весь свой талант и все способности. Если же педагог (и родители) требует от детей этого психотипа, например, решения задач строго определенным способом (ведь так объясняли на уроке), тогда такой подросток может быть отстающим, несмотря на то, что ему вполне по силам решить эти же задачи несколькими оригиналь­ными способами. Это относится не только к математике, но и ко всем остальным учебным предметам.

Шизоид чаще всего научный работник, например математик-те­оретик или физик-теоретик.

 

Педагогические рекомендации. В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:

 

- ситуации, требующие смены устоявшихся стереотипов, сложившихся  привычек поведения;

- ситуации, при которых необходимо устанавливать неформальные контакты с окружающими, даже близкими людьми;

- ситуации, когда необходим душевный контакт, разговор по душам;

- ситуации, в которых приходится руководить другими людьми;

- ситуации коллективной или групповой деятельности;

- ситуации, в которых необходимо выполнять интеллектуальную работу по заранее заданным схемам и правилам.

                                                                                                      

Установление контакта с этим типом подростков с целью оказания педагогической помощи представляет значительную трудность. Многие из них совершенно не выносят попыток «залезть в душу». Поэтому при налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости. Это может еще сильнее расстроить шизоида, и тогда он замкнется, уйдет в свой внутренний мир еще больше.

В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», когда выбирается факт из жизни класса, школы, города или страны и он обсуждается с ребенком, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные позиции педагога и подростка.

Основным признаком установления контакта, преодоления пси­хологического барьера, перехода к неформальному, личностному общению служит момент, когда шизоид начинает говорить сам, по своей инициативе высказывая определенные суждения, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему.

Останавливать его в этот момент не следует, так как чем больше он говорит, чем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло. 

При организации учебного процесса необходимо учитывать глу­бокий интерес к какой-либо науке и обширные знания подростка в этой области, создавать ребенку условия для реализации знаний.

Эффективными являются индивидуальные задания с учетом сферы
интересов ребенка, причем эти задания могут быть высокой степени
трудности.  

Для развития коммуникативных способностей шизоидов необходимо включать в различные групповые и коллективные формы де­ятельности, например в командные спортивные игры.





Карта сайта        Вернуться к основным разделам сайта         Телефоны доверия

     Карта сайта                                                                              Телефоны доверия

Сообщить об ошибке

При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна: //oskinaolga.ucoz.ru