Сайт педагога-психолога

Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031




Календарь событий для психолога


Наши опросы
Кто вы - посетитель сайта?
Всего ответов: 945
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программа профилактических занятий в начальном звене



Пояснительная записка
 
Цель программы
Снизить риск приобщения к вредным привычкам среди учащихся, сформировав негативное отношение к ним.
Задачи программы
- формирование у учащихся представления о здоровье как ценности;
- расширение знаний о вредном воздействии табака, алкоголя на организм человека, формирование реалистичных представлений о последствиях употребления психоактивных веществ;
- обучение учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих.
Адресат
Учащиеся начального звена ГООУ «Санаторная школа – интернат № 4»
Использованные источники литературы
Данная программа была составлена на основе разработок Галияхметова Р.Р., Мартынцевой Н.В. и др. «Соревнование классов, свободных от курения» (Школьный психолог, 2005, № 4 - 6), программы Касаткина В.Н. и др. «Здоровье. Предупреждение алкоголя и наркотиков в школе» (Москва, 2003), программы Касаткина В.Н. «Здоровье. Программа профилактики курения в школе» (Москва, 2003), программы Борисовой Н.В., Шахотиной Л.В. «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации», образовательного курса Горанской С.В., Барановой О.С. "Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи - ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ» (Петрозаводск, 2001).
Форма проведения
- групповые занятия с элементами тренинга.
Продолжительность занятия
- 40 минут с периодичностью 1 раз в неделю в течение второй учебной четверти.
Структура занятий
 
- введение, постановка проблемы;
- работа по теме занятия;
- обратная связь (оценка занятия, обобщение полученной информации, степени ее полезности для каждого).
Методы работы на занятиях
- групповая дискуссия, обсуждение в группах (мозговой штурм), ролевые игры.

 

Тематический план, краткое описание занятий
 
    Занятие № 1
«Вся правда об алкоголе»
Цели:
- Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью и негативного отношения к употреблению алкоголя;
- Расширить круг реалистичных представлений учащихся о социальных и медицинских последствиях употребления алкоголя.
 
Ход занятия:
1.Объявление темы занятия, постановка цели и задач занятия.
2.Просмотр мультфильма «Рождественская история», его последующие обсуждение с учащимися (вопросы для обсуждения: к чему привело употребление спиртных напитков в данной ситуации, какие другие последствия могут быть).
3.Работа в группах по теме «Влияние алкоголя на здоровье человека» (работая в группе, необходимо закрасить на предлагаемой заготовке внутренние органы человека, страдающие от алкоголя; результат работы каждой группы представляется для обсуждения всем классом).
4.Демонстрация компьютерной презентации «К чему приводит употребление алкоголя» (с комментированием).
5.Групповая дискуссия «Народная мудрость» (для обсуждения учащимися предлагаются народные пословицы и поговорки о вреде алкоголя и различных его социальных последствиях).
6.Упражнение для закрепления «Спорные утверждения» (учащимся предлагаются различные утверждения – реалистичные и мифические; с помощью цвета – красного («Не согласен»), желтого («Не знаю, не уверен»), зеленого («Согласен») – учащиеся оценивают утверждения, демонстрируя свои знания об алкоголе и последствиях его употребления).
7.Упражнение «Ладошка» (в центре нарисованной ладошки учащимся предлагается записать основную причину, по которой они не будут употреблять алкоголь, а в контуре пальцев - перечислить выгоды, которые они при этом получат).
 
Основные понятия для освоения учащимися: алкоголь, алкогольная зависимость, алкоголизм, социальные и медицинские последствия употребления алкоголя, возраст, с которого разрешается законом РФ приобретение алкоголя.
Занятие № 2
«Курить – здоровью вредить!»
Цели:
- Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью и негативного отношения к табакокурению;
- Расширить круг реалистичных представлений учащихся о социальных и медицинских последствиях табакокурения.
 
Ход занятия:
 1.Объявление темы занятия, постановка цели и задач занятия.
2.Демонстрация компьютерной презентации «Курить, или не курить? Вот в чем вопрос» (с комментированием).
3. Работа в группах по теме «Органы - мишени» (учащимся предлагается закрасить на предлагаемой заготовке внутренние органы человека, страдающие от табакокурения, обобщив полученные знания в ходе предыдущего задания).
4.Групповая дискуссия «Народная мудрость» (Для обсуждения учащимися предлагаются народные пословицы и поговорки о вреде табакокурения).
5.Упражнение «Сколько ты прокуришь денег?» чащимся предлагается подсчитать, сколько уходит денег у человека, выкуривающего полпачки, пачку сигарет в день, за неделю, за месяц, за 6 месяцев, за год; а после представить себе, на что другое можно потратить эти деньги).
6.Игра «Да» или «Нет» (учащимся предлагаются различные утверждения – реалистичные и мифические; с помощью хлопков в ладоши (два хлопка – ответ «Да», один хлопок – ответ «Нет») – учащиеся оценивают утверждения, демонстрируя свои знания о табаке и последствиях его употребления).
7.Упражнение «Закончи предложение» (В завершении занятия учащимся предлагается продолжить незаконченные предложения: «На занятии я узнал…», «Новым для меня было…», «Я сделал для себя вывод, что…»)
 
Основные понятия для освоения учащимися: табак, никотиновая зависимость, последствия употребления табака – социальные и медицинские, пассивное курение, общественное место, возраст, с которого законом РФ разрешается покупка табачных изделий.
Занятие № 3
«Умей сказать НЕТ!»
(для учащихся
3 и 4 классов)
Цели:
- Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью и негативного отношения к вредным привычкам;
- Выработать умение у учащихся противостоять давлению среды в приобщении к вредным привычкам.
 
Ход занятия:
1.Приветствие ребят словом «Здравствуйте»; обсуждение значения слова и вопроса: «От чего зависит наше здоровье?»
2.Знакомство с девизом занятия «Я умею думать, я умею рассуждать…» (его обсуждение, постановка целей занятия).
3.Работа в группах «Сделай свой выбор» (учащимся предлагается разделить различные привычки человека на две группы - «Говорю «Да!», «Говорю «Нет!», тем самым сделав свой выбор. Обсуждение полученных результатов, а также следующих вопросов: «Какие преимущества получает человек от полезных привычек?», «Что теряет человек, приобщаясь к вредным привычкам?»).
4.Групповая дискуссия «Почему человек впервые пробует сигарету или алкоголь?» (учащиеся высказывают свое мнение. Им предлагается поучаствовать в эксперименте).
5.Эсперимент «Коробочка» (учащимся демонстрируется красивая коробочка, все информируются о том, что в ней лежит что-то (сигарета), что запрещено для употребления и приводит к смерти. Ребятам предлагается проявить себя по отношению к этой коробочке: кто хочет, может подойти и посмотреть.  Делается вывод - зачастую ребята пробуют сигареты и алкоголь из-за любопытства. Другой причиной является – давление сверстников, которым трудно отказать. В этой ситуации важным является умение говорить «Нет»).
6.Игра «Умею ли я говорить «Нет»?» (добровольцам из числа учащихся предлагается разыграть несколько ситуаций: один убеждает другого отдать какую-нибудь личную вещь; покурить за компанию; выпить пиво. Задача второго участника игры – отказать. Во время игры запрещается переходить рамки приличия).
7.Беседа на тему «Как правильно сказать «Нет!»» (с учащимися обсуждается поведение участников в предыдущей игре, выявляются допущенные ошибки, предоставляется информация об уверенном поведении, существующих способах сказать «Нет», раздаются памятки «Умей сказать «Нет!»»).
8.Игра «Скажи правильно «Нет!»» (учащимся предлагается отработать полученные знания на практике, продемонстрировав уверенное поведение в ситуации давления сверстников).
9.Упражнение «Обратная связь» (учащимся на бланках предлагается оценить по пятибалльной шкале, на сколько полезными были для них проведенные занятия. Обсуждение результатов).
 
Основные понятия для освоения учащимися: вредные и полезные привычки человека, преимущества здорового образа жизни, факторы, оказывающие влияние на принятие человеком решений, признаки уверенного поведения, способы противостояния давлению окружающих, умение говорить «Нет».





Карта сайта        Вернуться к основным разделам сайта         Телефоны доверия

     Карта сайта                                                                              Телефоны доверия

Сообщить об ошибке

При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна: //oskinaolga.ucoz.ru