Пояснительная записка
|
|
Цель программы
|
Снизить риск
приобщения к вредным привычкам среди учащихся, сформировав негативное
отношение к ним.
|
Задачи программы
|
- формирование у учащихся представления о здоровье как
ценности;
- расширение знаний о вредном воздействии табака,
алкоголя на организм человека, формирование реалистичных представлений о
последствиях употребления психоактивных веществ;
- обучение учащихся способам сопротивления негативному
давлению со стороны окружающих.
|
Адресат
|
Учащиеся среднего
звена ГООУ «Санаторная школа – интернат № 4».
|
Использованная литература
|
Данная программа была составлена на основе
разработок Галияхметова Р.Р., Мартынцевой Н.В. и др. «Соревнование классов,
свободных от курения» (Школьный психолог, 2005, № 4 - 6), программы Касаткина
В.Н. и др. «Здоровье. Предупреждение алкоголя и наркотиков в школе» (Москва,
2003), программы Касаткина В.Н. «Здоровье. Программа профилактики курения в школе»
(Москва, 2003), программы Борисовой Н.В., Шахотиной Л.В. «Обучение
здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации»,
образовательного курса Горанской С.В., Барановой О.С. "Профилактика
злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи -
ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ».
|
Форма проведения
|
– групповые занятия.
|
Продолжительность занятия
|
от 40 до 60 минут с периодичностью
1 раз в неделю в течение третьей учебной четверти.
|
Структура занятий
|
-
введение, постановка проблемы;
-
работа по теме занятия;
-
обратная связь (оценка занятия, обобщение полученной информации, степени ее
полезности для каждого).
|
Методы работы на занятиях
|
- групповая
дискуссия, обсуждение в группах (мозговой штурм), ролевые игры.
|
Тематический план, краткое описание
занятий
|
|
Занятие № 1
«Вся правда об алкоголе»
|
Цель:
- Способствовать формированию ответственного отношения
воспитанников к собственному здоровью и негативного отношения к употреблению
алкоголя;
- Расширить
круг реалистичных представлений учащихся о социальных и медицинских
последствиях употребления алкоголя;
- Научить
подростков критическому осмыслению рекламы алкогольных изделий.
Ход
занятия:
1. Объявление темы
занятия, постановка цели и задач занятия.
2.Дискуссия «Что
такое алкоголь?» (с учащими обсуждаются вопросы о том, что такое
алкоголь, какие разновидности существуют, в т.ч. наиболее популярные в
молодежной среде, из каких источников они получают информацию об алкоголе.
Учащиеся подводятся к выводу о том, что чаще информацию о пиве, как об одном
из видов алкогольных напитков, они получают из телевизионной рекламы.
Предлагается просмотр и обсуждение одного из рекламных роликов, а также вопросы
для его обсуждения).
3.Просмотр
рекламного ролика о пиве, его последующее обсуждение в соответствии с
предложенными вопросами, в том числе: «Что нам не рассказала реклама?».
4.Демонстрация
компьютерной презентации «К чему приводит употребление алкоголя» (с
комментированием, обсуждение вопросов «Что нам не рассказала реклама?» и
«Почему?»).
5.Демонстрация
роликов социальной антирекламы «О вреде алкоголя», с последующим
обсуждением.
6.Групповая
дискуссия «Народная мудрость» (для обсуждения учащимися предлагаются
народные пословицы и поговорки о вреде алкоголя и различных его социальных
последствиях).
7.Информирование
учащихся - «Меры государственной политики по ограничению алкоголизации среди
молодежи»
8.Упражнение
«Закончи предложение» (в завершении занятия учащимся предлагается
продолжить незаконченные предложения: «На занятии я узнал…», «Новым для меня
было…», «Я сделал для себя вывод, что…»).
Основные понятия
для освоения учащимися: алкоголь,
алкогольная зависимость, алкоголизм, социальные и медицинские последствия
употребления алкоголя, возраст, с которого разрешается законом РФ
приобретение алкоголя, факторы, оказывающие влияние на принятие решения,
приемы воздействия рекламы на сознание человека.
|
Занятие
№ 2
«Курить
– здоровью вредить!»
|
Цели:
- Способствовать формированию ответственного отношения
воспитанников к собственному здоровью и негативного отношения к
табакокурению;
- Расширить
круг реалистичных представлений учащихся о социальных и медицинских
последствиях табакокурения;
- Научить
подростков критическому осмыслению рекламы табачных изделий.
Ход
занятия:
1.Объявление темы занятия, постановка
цели и задач занятия.
2.Работа в группах
по теме «Органы - мишени» (Учащимся предлагается закрасить на предлагаемой
заготовке внутренние органы человека, страдающие от табакокурения, показав
имеющиеся знания по данному вопросу).
3.Демонстрация
компьютерной презентации «Курить, или не курить? Вот в чем вопрос» (с
комментированием). Учащимся предлагается докрасить органы, страдающие от
табака.
4.Упражнение
«Сколько ты прокуришь денег?» (учащимся предлагается подсчитать, сколько
уходит денег у человека, выкуривающего полпачки, пачку сигарет в день, за
неделю, за месяц, за 6 месяцев, за год; а после представить себе, на что
другое можно потратить эти деньги).
5.Групповая
дискуссия «Государственные меры по профилактике табакокурения» (обсуждение
вопросов о существующих мерах профилактики: ограничение курения в
общественных местах, продажи сигарет несовершеннолетним и др. Опыт других
стран по профилактике табакокурения).
6.Демонстрация
изображений сигаретных пачек (российских, других стран), их обсуждение.
7.Упражнение
«Расскажем правду курильщику» (учащимся предлагается нарисовать внешний вид пачки сигарет, который бы
сообщал правду о продукте, чтобы увидев ее, человеку не захотелось пробовать
содержимое. Обсуждение рисунков).
Основные
понятия для освоения учащимися: табак,
никотиновая зависимость, последствия употребления табака – социальные и
медицинские, пассивное курение, общественное место, возраст, с которого
законом РФ разрешается покупка табачных изделий, политика государства по
профилактике табакокурения.
|
Занятие № 3
«Умей сказать НЕТ!»
(для учащихся
3 и 4 классов)
|
Цели:
- Способствовать формированию ответственного
отношения воспитанников к собственному здоровью и негативного отношения к
вредным привычкам;
- Выработать умение у учащихся противостоять
давлению среды в приобщении к вредным привычкам.
Ход
занятия:
1.Знакомство с
девизом занятия «Я умею думать, я умею рассуждать…» (его обсуждение,
постановка целей занятия).
2.Работа в группах
«Сделай свой выбор» (учащимся предлагается разделить различные привычки
человека на две группы - «Говорю «Да!», «Говорю «Нет!», тем самым сделав свой
выбор. Обсуждение полученных результатов, а также следующих вопросов: «Какие
преимущества получает человек от полезных привычек?», «Что теряет человек,
приобщаясь к вредным привычкам?»)
3.Групповая
дискуссия «Сам ли я принимаю решение?» (учащиеся подводятся к выводу о
том, что подобный выбор они будут осуществлять ежедневно. Зачастую на
человека оказывают влияние различные социальные факторы – семья, кумиры,
реклама, друзья. Обсуждение этого влияния на процесс принятия человеком
решения. Подведение учащихся к выводу о том, что важным умением в этой
ситуации является умение говорить «Нет»).
4.Игра «Умею ли я
говорить «Нет»?» (добровольцам из числа учащихся предлагается разыграть
несколько ситуаций: один убеждает другого отдать какую-нибудь личную вещь;
покурить за компанию; выпить пиво. Задача второго участника игры – отказать.
Во время игры запрещается переходить рамки приличия).
5.Беседа на тему
«Как правильно сказать «Нет!»» (с учащимися обсуждается поведение
участников в предыдущей игре, выявляются допущенные ошибки, предоставляется
информация об уверенном поведении, существующих способах сказать «Нет»,
раздаются памятки «Умей сказать «Нет!»»).
6.Игра «Скажи
правильно «Нет!»» (учащимся предлагается отработать полученные знания на
практике, продемонстрировав уверенное поведение в ситуации давления
сверстников).
7.Упражнение
«Обратная связь» (учащимся на бланках предлагается оценить по
пятибалльной шкале, на сколько полезными были для них проведенные занятия.
Обсуждение результатов).
Основные понятия
для освоения учащимися: вредные и
полезные привычки человека, преимущества здорового образа жизни, факторы,
оказывающие влияние на принятие человеком решений, признаки уверенного
поведения, способы противостояния давлению окружающих, умение говорить «Нет».
|