Пояснительная записка
|
|
Цель программы
|
Создание условий для
формирования у учащихся сознательного отношения к выбору своей будущей
профессии.
|
Задачи программы
|
- Расширение представлений о мире
профессий.
- Информирование учащихся об основных
компонентах выбора будущей профессии, а также возможных ошибках в
профессиональном самоопределении.
- Предоставление информации о
разных типах профессий.
- Знакомство с профессиограммами
профессий разных направлений.
- Формирование представлений о
возможных путях получения профессии.
- Знакомство с разнообразием учебных
заведений РФ разного уровня.
- Информирование учащихся об источниках
получения необходимой информации в процессе выбора профессии.
|
Адресат
|
Учащиеся среднего
звена ГООУ «Санаторная школа – интернат № 4»
|
Форма проведения занятий
|
Групповые занятия.
|
Продолжительность занятий
|
40 минут.
|
Структура занятий
|
- введение,
постановка проблемы, целеполагание;
- работа по теме
занятия;
- обобщение полученной
информации, обратная связь.
|
Методы работы на занятиях
|
словесные (беседа,
групповая дискуссия, обсуждение); наглядные (демонстрация мультфильмов,
фильмов, компьютерной презентации); практические (выполнение детьми
практического задания).
|
Использованные
источники литературы и Интернет-ресурсов
|
- Профессиональное консультирование.
Методические указания к практическим занятиям / Сост. Н.В. Логинова.
Сыктывкар, СыктГУ, 1998.
- Информационно – справочная система
выбора профессии «В помощь ШКОЛЬНИКУ.ру» (http://www.shkolniky.ru/professions)
- Образование: Все для поступающих:
Справочники учебных заведений (http://www.edunews.ru/supdiv/sprav.htm)
- Управление Республики Коми по
занятости населения (http://www.komitrud.ru/home.aspx)
- Методический кабинет профессиональной
ориентации Галины Владимировны Резапкиной (http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur)
|
Тематический план, краткое описание
занятий |
|
Занятие
№ 1
«Формула
выбора профессии»
|
Задачи:
- Информирование учащихся об основных
компонентах выбора будущей профессии, а также возможных ошибках в
профессиональном самоопределении.
- Информирование учащихся об источниках
получения необходимой информации в процессе выбора профессии.
Ход
занятия:
1.
Определение темы и целей урока (Побуждение к размышлению учащихся с
помощью вопросов: «Нужно ли осознанно подходить к выбору профессии?», «С
какого возраста нужно начинать выбирать профессию? Почему?» В ходе обсуждения делается вывод: выбор профессии – важный шаг в жизни
каждого человека, к которому необходимо подходить осознанно и серьезно.
Поэтому на занятии мы сегодня поговорим о том, как правильно выбирать
профессию, что при этом необходимо учитывать, какие ошибки при выборе
профессии нужно избежать)
2. Информирование учащихся - «Формула
выбора профессии» (Знакомство учащихся с основными компонентами «формулы»
выбора профессии: «хочу – могу – надо»)
3. Практическое задание «Обсуждение
ситуаций» (Обсуждение ситуаций профессионального выбора учащихся, в
которых не учтен тот или иной компонент «формулы» выбора профессии.
Определение последствий совершаемых ошибок).
4.
Практическое задание «Ошибки в выборе профессии» (Учащимся
предоставляется список наиболее часто совершаемых выпускниками ошибок выбора
профессии и предлагается объяснить, что данная ошибка означает, а также
привести пример из жизни)
5. Информирование «Интернет – сайты –
помощники в выборе профессии» (Учащимся предлагается посетить несколько
полезных сайтов: 1 – с онлайн-профессиограммами, а также сайт республиканской
службы занятости населения, чтобы получить необходимую информацию об интересуемых
профессиях, а также ситуации на рынке труда в том или ином районе РК)
6.
Подведение итогов занятия. Раздача памяток учащимся «Формула выбора
профессии».
7.
Д/З – определить несколько интересных для себя профессий.
Основные
понятия для освоения учащимися: компоненты «формулы» выбора профессии:
интересы человека, способности, особенности здоровья, личности, ситуация на
рынке труда; ошибки выбора профессии;
профессиограмма.
|
Занятие № 2
«Знатоки профессий»
|
Задачи:
- Расширение представлений о мире
профессий.
- Информирование о разных типах
профессий.
- Знакомство с профессиограммами
профессий разных направлений.
Ход
занятия:
1.«5-ый - лишний» (Учащимся
предлагается определить, какая профессия в данном ряду лишняя, и по какому
признаку остальные профессии ряда можно объединить в одну группу? Пример:
психолог, врач, учитель, автомеханик, продавец. Лишняя профессия –
автомеханик, т.к. работает с механизмами, все остальные же профессии так
или иначе взаимодействуют с людьми. И
т.д. по всем группам проффесий типа Ч-Ч, Ч-Х, Ч-Т, Ч-З, Ч-П)
2.Информирование
учащихся «Основные типы профессий» (учащиеся информируются о том. Что все
профессии условно можно подразделить на пять основных типов: Ч-Ч, Ч-Х, Ч-Т,
Ч-З, Ч-П. в основе такого деления лежит предмет. На который направлен труд.
Дается основная характеристика каждого типа профессий)
3.Обсуждение Д/З
(Желающие учащиеся делятся своими размышлениями по поводу своего выбора
будущей профессии).
4.Изучение
профессиограмм интересующих профессий (Знакомство с профессиограммами
интересуемых профессий в интернете на сайте онлайн - профессиограмм).
5.Подведение
итогов занятия. Раздача памяток учащимся «Профессиограмма: все о профессии».
Основные понятия
для освоения учащимися: профессиограмма; предмет труда; типы профессий:
Ч-Ч, Ч-Х, Ч-Т, Ч-З, Ч-П.
|
Занятие
№ 3
«Пути
получения профессии»
|
Задачи:
- Расширение представлений о мире
профессий.
- Информирование о возможных путях
получения профессии.
- Знакомство с разнообразием учебных
заведений РФ разного уровня.
Ход
занятия:
1.Разминка
«Отгадай профессию» (Учащимся дается описание профессии, без ее
называния; задача учащихся – определить. О какой профессии идет речь. Вместо
описаний могут быть использованы отрывки из песен о профессиях, отрывки из
мультипликационных мультфильмов).
2. Дискуссия
«Нужно ли каждому высшее образование?»
3. Информирование
«Уровни образования: техникум, училище, ВУЗ» (Учащимся предоставляется
информация о том, что обучиться профессии можно разными способами, путями.
Раскрываются основные способы поучения профессий).
4. Информирование
«Интернет – сайты – помощники в выборе профессии» (Учащиеся знакомятся с
Интернет – сайтами, на которых представлены справочники всех учебных
заведений РФ, РК).
Основные понятия для освоения учащимися: высшее, среднее специальное, начальное специальное образование; пути получения профессии; учебные заведения РФ. |