Рекомендации
педагогам
по взаимодействию с ребенком с СДВГ
- Ознакомьтесь с информацией
о природе и проявлениях синдрома дефицита
внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка
в школе.
- Старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить
индивидуально, оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка —
первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
- Не забывайте включать в урок физкультминутки.
- Разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут
вставать и ходить в конце класса или выходить в коридор.
- Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за
помощью в случае затруднения. Выполняя задание, гиперактивные
дети часто не понимают,
что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя
помогите ему правильно организовать работу.
- Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло:
вымыть доску, раздать тетради и т.д.
- Спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может
теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его
сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу
мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности,
которые не мешали бы ему и другим.
- Избегайте
завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
- Давайте задания в соответствии со
способностями ребенка.
- Большие задания разбивайте на
последовательные части,
контролируя каждое из них.
- Не давайте сложных, многоуровневых инструкций, ребенок с СДВГ способен удержать
в памяти и внимании только одно-два действия.
-
Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства —
планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
-
Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные
стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний.
- Научите
ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных.
- Когда ребенок отвлекся на
уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при
постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс
сосредоточения внимания.
- Старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять
позитивные.
- Если Вы видите, что ребенок сильно устал и не
воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте
немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально.
- Старайтесь освободить ребенка от всякой второстепенной
работы. Взрослые могут провести поля, отметить точкой место, откуда надо
начинать писать и т.п. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки,
которые надо отступить, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает,
что, найдя нужное место, работать уже не в состоянии.
-
Обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
- Регулируйте его взаимоотношения с
одноклассниками.
- Объясняйте
родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы.
- Объясняйте
родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от
спокойного и последовательного отношения.
- Придерживайтесь
позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с СДВГ более других нуждаются в
похвале.
Помните о том, что гиперактивность, свойственная детям с
синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с
помощью перечисленных мер.