Влияние телевидения на развитие детей
Современный человек вряд ли мыслит свою жизнь без
телевидения. Наличие нескольких голубых экранов в каждом доме уже не является
чем-то уникальным. Часто практически ежедневно мы организуем свой досуг с
учетом просмотра телепередач. Тут же рядом с нами оказываются и наши дети. Как
же влияет телевизор на их жизнь?
Многие взрослые уверены в безвредности пребывания детей перед
телеэкраном. Это мнение ошибочно и опасно.
- Ежедневный просмотр телевизора способствует
формированию у ребенка привычки бесполезного просиживания перед экраном и
пассивного его созерцания вне зависимости от содержания передач. Таким образом,
теряется время, отведенное ребенку на игры, общение, физическую и
познавательную активность.
- Телевизор ухудшает общение между членами семьи. Родители меньше внимания уделяют детям, меньше разговаривают с ними и между собой. В результате чего страдает общее психическое развитие ребенка.
- Продолжительное сидение перед телевизором может нанести существенный удар по здоровью ребенка (может привести к значительному ухудшению зрения, формирования ожирение, снижению иммунитета и пр.).
- При просмотре развлекательных фильмов и передач дети не прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается уровень понимания ребенка, уменьшается острота его восприятия и способность к логическому мышлению.
- Дети, воспитываемые телевизором, плохо выражают свои мысли, речь их бедна и однообразна, словарный запас мал.
- Телевидение снижает внимательность у детей и способствует появлению у них гиперактивности. Мелькающие телевизионные кадры и постоянно движущиеся объекты не дают ребенку возможности сфокусировать внимание на продолжительный период. Гиперактивный ребенок копирует своим поведением скорость изменчивости изображений на экране.
- Дети, растущие на телепередачах, теряют творческую фантазию, способность и потребность чем-либо себя занимать, перестают придумывать игры и сочинять рассказы, они начинают скучать среди множества игрушек и предметов для творчества, перестают проявлять интерес к новому и увлекательному в окружающем мире.
- Дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными и интеллектуально ленивыми.
- Передачи и фильмы низкого морального уровня учат детей агрессивности, совершению неблаговидных поступков и, в конечном счете, способствуют снижению моральных устоев.
- Отмечено, что дошкольники и школьники, активно просматривающих телепередачи, склонны к непослушанию, проявлению агрессивных форм поведения, вспыльчивости, грубости, конфликтам. Свою правоту они предпочитают доказывать дракой. Такие дети обычно с трудом засыпают, спят беспокойно, вскрикивают, плачут во сне.
- Обеднение внутреннего мира ухудшает способность детей к конструктивному общению со сверстниками, их взаимоотношения становятся поверхностными и примитивными.
- Серьезно страдает при просмотре отдельных телевизионных сюжетов инстинкт самосохранения ребенка и ценность бережного отношения к окружающим людям. Если герои мультфильмов бьют друг друга, после чего вскакивают, как ни в чем не бывало, если в мультфильме кого-то убивают, то не удивительно, что дети потом лупят младших братьев и сестер, домашних животных, проявлять агрессию к сверстникам, взрослым, а некоторые наоборот начинают бояться окружающих людей, становится запуганным, подозрительными, зажатыми.
- Телевизор ухудшает общение между членами семьи. Родители меньше внимания уделяют детям, меньше разговаривают с ними и между собой. В результате чего страдает общее психическое развитие ребенка.
- Продолжительное сидение перед телевизором может нанести существенный удар по здоровью ребенка (может привести к значительному ухудшению зрения, формирования ожирение, снижению иммунитета и пр.).
- При просмотре развлекательных фильмов и передач дети не прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается уровень понимания ребенка, уменьшается острота его восприятия и способность к логическому мышлению.
- Дети, воспитываемые телевизором, плохо выражают свои мысли, речь их бедна и однообразна, словарный запас мал.
- Телевидение снижает внимательность у детей и способствует появлению у них гиперактивности. Мелькающие телевизионные кадры и постоянно движущиеся объекты не дают ребенку возможности сфокусировать внимание на продолжительный период. Гиперактивный ребенок копирует своим поведением скорость изменчивости изображений на экране.
- Дети, растущие на телепередачах, теряют творческую фантазию, способность и потребность чем-либо себя занимать, перестают придумывать игры и сочинять рассказы, они начинают скучать среди множества игрушек и предметов для творчества, перестают проявлять интерес к новому и увлекательному в окружающем мире.
- Дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными и интеллектуально ленивыми.
- Передачи и фильмы низкого морального уровня учат детей агрессивности, совершению неблаговидных поступков и, в конечном счете, способствуют снижению моральных устоев.
- Отмечено, что дошкольники и школьники, активно просматривающих телепередачи, склонны к непослушанию, проявлению агрессивных форм поведения, вспыльчивости, грубости, конфликтам. Свою правоту они предпочитают доказывать дракой. Такие дети обычно с трудом засыпают, спят беспокойно, вскрикивают, плачут во сне.
- Обеднение внутреннего мира ухудшает способность детей к конструктивному общению со сверстниками, их взаимоотношения становятся поверхностными и примитивными.
- Серьезно страдает при просмотре отдельных телевизионных сюжетов инстинкт самосохранения ребенка и ценность бережного отношения к окружающим людям. Если герои мультфильмов бьют друг друга, после чего вскакивают, как ни в чем не бывало, если в мультфильме кого-то убивают, то не удивительно, что дети потом лупят младших братьев и сестер, домашних животных, проявлять агрессию к сверстникам, взрослым, а некоторые наоборот начинают бояться окружающих людей, становится запуганным, подозрительными, зажатыми.
Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет в основной период
созревания структур мозга не смотрел телепередачи вообще, после 6 лет не
более часа в неделю; после 10-лет - 2-3 часа. После 16 лет ограничения
снимаются, так как подростку настает пора взросления и принятия на себя
ответственности самому определять выбор между желанием просмотра телевизора и
вредом здоровью, который этот просмотр может нанести.
|
Но ни для кого не секрет, что телевидение несет в наш дом не только
зло. Очень много полезного,
поучительного и нужного может дать ребенку просмотр некоторых фильмов и
передач. Просто важно помочь найти их среди огромного количества ненужного
материала.
Итак, остановимся на некоторых рекомендациях о том, как привлечь
телевидение на пользу детей:
- Не проводите сами все свободное время за телевизором, не смотрите
подряд все передачи и фильмы. Глядя на родителей, и ребенок не будет смотреть
все подряд.
- Не позволяйте ребенку долго смотреть телевизор, старайтесь занять его
другими развлечениями, более полезными для здоровья.
- Прежде чем ребенок сядет за просмотр какого-либо фильма, постарайтесь
заранее узнать, о чем он, будет ли он подходящим для воспитания ребенка.
- Приучайте ребенка смотреть фильмы познавательные, научно-популярные,
исторические, которые расширяют кругозор и учат думать. Рекомендуется смотреть
их вместе с ребенком, чтобы вовремя объяснить ему непонятные моменты, а затем
обсудить увиденное.
- Просмотр вместе с ребенком некоторых фильмов дает возможность
объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», дать оценку характерам
главных героев картины.
При написании статьи были использованы материалы с сайта: http://www.all-psy.com/stati/detail/374/1/