В
настоящее время повышенная агрессивность свойственна многим детям независимо от
их возраста, пола, социального положения. Данное утверждение подтверждается
результатами ежегодных наблюдений за детьми в образовательном учреждении:
повышенная агрессивность свойственна примерно одной трети учащихся.
Особенно
повышенная агрессивность проявляется в начальном звене – в силу возрастных
особенностей дети еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные
проявления, управлять своими поведенческими реакциями и, при этом, характеризуются
несформированностью элементарных навыков общения, налаживания коммуникаций. В
начальном звене агрессия проявляется как в вербальной, так и в физической
форме. Учащиеся 2 – 4, а в отельных случаях и 5 классов не умеют договариваться
в спорных вопросах, уступать другим ребятам в игре, решать возникающие
конфликты неагрессивным способом, общаются с одноклассниками посредством грубых
слов, выражений и кличек, не используют во взаимодействии с окружающими
элементарные вежливые слова.
Зачастую
основной причиной подобного поведения, по мнению исследователей, является
отсутствие в поведенческом арсенале детей других – неагрессивных и социально
приемлемых – способов общения и взаимодействия с окружающими. В связи с чем
работа по коррекции агрессивного поведения воспитанников школы – интерната,
прежде всего, должна быть направлена на развитие элементарных навыков общения, умения
сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать.
Для
этого в санаторной школе педагогом-психологом в 3 – 4 четверти проводятся
коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками «Школа общения». Занятия организуются в групповой форме со
всеми учащимися класса, несмотря на то, что в классе детей с высоким и
повышенным уровнем агрессивности не более трети. Данная форма работы позволяет создать
условия, при которых агрессивные дети, дети с трудностями в коммуникативной
сфере легче и быстрее усваивают адекватные формы общения, видя перед собой
пример социально приемлемого поведения других учащихся класса.
Проводимые
занятия направлены также на знакомство детей с основными положительными и
отрицательными качествами человека, их критической оценки (переоценки) с
позиций нормального человеческого общения.
Методические материалы: