Копилка методических приемов, или Как провести родительское собрание эффективно и интересно
Все, что происходит в первый раз, всегда
надолго остается в памяти.
Так и свое выступление на первом
родительском собрании я помню очень отчетливо. Общее состояние на грани
обморока. Дрожь в коленках. Сухость во рту. Пристальный взгляд в листочки с
текстом, за которые пытаешься спрятаться от родителей. Навязчивый страх, что
сейчас начнут задавать вопросы… Наверное, подобное испытывал каждый молодой,
только начинающий педагог.
А если проанализировать методы и приемы того
первого взаимодействия с родителями – банальная лекция, информирование. В итоге,
я ушла с собрания неудовлетворенная, а родители – сомневающиеся в возможностях
науки психологии.
Прошли годы, и, только получив некоторый
опыт работы по психологическому просвещению родителей, я начала понимать,
насколько малоэффективен лекционный (информационный) метод работы на
родительском собрании. Он то и заставлял волноваться, переживать – а будут ли
слушать меня родители, поверят ли в то, что я им буду рассказывать на
родительском собрании, надолго ли запомнят рекомендации?
Сейчас, изучив множество теоретической и
практической литературы по данному направлению, ознакомившись с имеющимися
наработками моих коллег (психологов и педагогов), сформировав свою «копилку»
методических приемов по взаимодействию с родителями на собрании, я могу
поделиться опытом с начинающими педагогами.
Работая над статьей, я не определяла перед
собой цель представить вниманию читателей целостные разработки родительских
собраний (от начала до конца, с целями, задачами, конкретными теоретическими
выкладками и практическими упражнениями). Каждую такую разработку родительского
собрания других авторов (пусть даже очень качественно составленную) мне всегда
приходилось переделывать, «подгонять» под себя. Как показывает опыт, каждая
аудитория слушателей (родителей) индивидуальна, и что подойдет для одних, может
совершенно не пригодиться в работе с другими.
Мною же в статье рассматриваются отдельные
методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения
родительского собрания за счет:
- создания ситуации открытого общения между
педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности
родителей и педагога,
- вовлечения родителей в активное обсуждение
затрагиваемых вопросов,
- предоставления возможности родителям
поделиться собственным опытом.
Все методические приемы сгруппированы в
статье для использования на определенном этапе родительского собрания
(мотивационном, диагностическом, основном – при изучении теоретической
информации и отработке практических навыков, а также заключительном -
рефлексивном). В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с
родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных
участников происходящего.
Если вы заинтересовались данной статьей,
вы можете скачать ее в полном объеме с приложениями с данного сервера.
|