Развитие
творческого воображения младших школьников
на уроках
изобразительного искусства
В познавательной
деятельности наряду с восприятием, памятью, мышлением важную роль в
деятельности школьника играет воображение. Воображение необходимо в любой
детальности ребенка: труд, учение, игра могут протекать успешно только при
наличии воображения.
Для каждого психического процесса
существуют свои наиболее благоприятные периоды развития. Младенческий возраст
наиболее благоприятен для развития ощущения, ранний возраст – для речевого
развития, дошкольный возраст – для развития восприятия [5].
Младший же школьный возраст является
сензитивным (чувствительным) для развития мышления и воображения ребенка. Именно
школьный период характеризуется бурным развитием воображения, что обусловлено
интенсивным процессом приобретения ребенком разносторонних знаний и их
использования на практике [4].
С точки зрения отечественных
психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных
видов деятельности – игры, труда, учения и общения [1]. Поэтому необходимым
условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том
числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности,
какой и является изобразительная деятельность.
Изобразительное
искусство открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в
целом (эстетически, морально, культурно, творчески) и отдельных его психических
процессов, в том числе и творческого воображения.
Эта особенность
уроков искусства заложена изначально в целях и задачах самого учебного
предмета. Учебная дисциплина «Изобразительное искусство» реализуется в
образовательных учреждениях для достижения одной из основных целей - развития
творческого потенциала школьника как способа самореализации, раскрытия его
природных задатков.
Анализ рабочих
программ по изобразительному искусству отдельных авторов (например, рабочей
программы Б.М. Неменского «Изобразительное
искусство и художественный труд» для учащихся начального звена) позволяет
увидеть, посредством каких возможностей осуществляется развитие творческого
воображения на уроках изобразительного искусства.
Если вы заинтересовались данной статьей,
вы можете скачать ее в полном объеме с приложениями с данного сервера.
|