Опыт работы с учащимися среднего и старшего звена
свидетельствует о том, что большинство старшеклассников испытывают затруднения
и нуждаются в квалифицированной помощи при выборе профессии. Многие из них к
моменту окончания школы (в 9 и в 11 классе) не имеют профессионального плана, у
других этот план носит случайный, необоснованный характер.
Причинами данной ситуации являются: во-первых – социальная
незрелость, неготовность к самостоятельному принятию решений; во-вторых –
неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний и самооценки,
неправильное понимание своих способностей; в-третьих – отсутствие, стихийность
или фрагментарность профинформации (о многообразии профессий, о предъявляемых
профессиями к человеку требований и т.п.), неумение эту информацию
систематизировать.
И чем раньше с учащимися будет начата работа по профессиональному
ориентированию, тем вероятнее формирование у них осознанного отношения к
важному шагу в своей жизни – выбору профессии.
Несмотря на то, что в ГООУ «Санаторная школа – интернат №4»
не реализуются программы предпрофильной подготовки и нет классов с углубленным
изучением отдельных предметов, работа по профессиональному ориентированию педагогом-психологом
ведется, начиная с 6 - 7 классов.
В рамках данного направления педагогом –
психологом разработана программа профориентационных занятий с учащимися,
согласно которой в 6 и 7 классах учащиеся информируется о имеющемся
разнообразии профессий, о возможных
ошибках в профессиональном самоопределении, о секретах (формуле) правильного
выбора профессии.
В 8 классе организуется более подробное изучение
профессиограмм интересных для детей профессий, создаются условия для
критической оценки своих возможностей (состояния здоровья, способностей,
особенностей личности), их соответствия требованиям профессии. Отдельным
учащимся по их запросу оказывается индивидуальная помощь в выработке личной
профессиональной стратегии - в определении основного и запасного варианта
профессии, путей получения выбранной
профессии (в ВУЗе, техникуме, училище).
Методические материалы:
- Диагностические методики: "Карта интересов", "Твое здоровье", Анкета для учащихся "Профессиональные намерения", Анкета для учащихся "Твои способности"
- Специальная документация: Протокол обследования профессиональных намерений учащихся,
Пример оформления протокола обследования профессиональных намерений учащихся,
Карта профконсультации
- Памятки для учащихся: "Компоненты формулы выбора профессии", "Профессиограмма: все о профессии"